является структурным подразделением школы, участвующим в учебно-воспитательном процессе в целях обеспечения права участников образовательного процесса на бесплатное пользование библиотечно-информационными ресурсами (учебной, методической, справочной, художественной литературой, периодическими изданиями), способствующим формированию культуры личности обучающихся.
Общая площадь
Абонемент – 45 кв.м.
Читальный зал – 90 кв.м. (40 посадочных мест)
Книгохранилище – 90 кв.м.
Фонд библиотеки
Общий фонд – 27421
Из них: Учебный – 19964 Книжный – 7457 экз. в т.ч.: Художественная литература – 5203 экз. Методическая литература – 1469 экз. Справочная литература – 785 экз.
Развивать и поддерживать в детях привычку и радость чтения и учения, а также потребность пользоваться библиотекой в течение всей жизни.
Предоставлять собой информационное пространство, в котором обеспечен равноправный и открытый доступ к качественным источникам информации на любых носителях.
Побуждать учащихся овладевать навыками критической оценки и использования информации вне зависимости от вида, формата и носителя и применять полученные знания на практике.
Организовывать мероприятия, воспитывающие культурное и социальное самосознание, содействующие эмоциональному развитию школьников.
Работать с учащимися, учителями, администрацией и родителями, способствуя реализации задач школы.
Основные функции ШИБЦ
Образовательная
Информационная
Воспитательная
Информационно-библиографическая и справочная работа
Сопровождение учебно-воспитательного процесса информационным обеспечением педагогических работников:
совместная работа по составлению заказа на учебно-методические документы; обзоры новых поступлений; подбор документов в помощь проведению предметных недель и других общешкольных и классных мероприятий; оформление книжных выставок на изучаемую тему по какому-либо предмету; помощь в подборе документов при работе над методической темой школы;
Сопровождение учебно-воспитательного процесса информационным обслуживанием обучающихся:
на абонементе; в читальном зале; в цифровых мультимедиа зонах; подбор литературы для написания рефератов, докладов и т.д.; помощь в подготовке к общешкольным и классным мероприятиям; проведение индивидуальных и групповых библиотечных занятий.
Работа с библиотечным фондом
Изучение состава фонда и анализ его использования.
—Формирование фонда библиотеки традиционными и нетрадиционными носителями информации.
—Формирование общешкольного заказа на документы основного фонда (при наличии бланка-заказа)
—Комплектование фонда в соответствии с образовательной программой школы
—Прием, систематизация, техническая обработка и регистрация новых поступлений.
—Учет библиотечного фонда.
—Прием и оформление документов полученных в дар, учет и обработка.
—Выявление и списание ветхих, морально устаревших и неиспользуемых документов по установленным правилам и нормам (в том числе оформление актов и изъятие карточек из каталогов).
—Выдача документов пользователям библиотеки.
—Расстановка документов в фонде в соответствии с ББК.
—Оформление фонда (наличие полочных, буквенных разделителей, индексов), эстетика оформления.
— Проверка правильности расстановки фонда.
— Обеспечение свободного доступа пользователей библиотеки к информации.
Внедрение новых информационных технологий.
В условиях информатизации школы и общества первоочередной задачей для школьных библиотек является внедрение в деятельность информационно-коммуникационных технологий, которые помогут сделать библиотеку более доступной, привлекательной и эффективной.
Это выводит на первый план такие задачи, как:
— накопление, обработка, распространение информационных ресурсов и материалов в различных форматах; — ведение информационно-поисковых систем и библиографических баз данных, позволяющих оперативно и полно находить необходимую информацию; — создание и наполнение баз данных по методике и образованию; — помощь учащимся и педагогам в определении ресурсов и использовании информации; — воспитание культурного и гражданского самосознания, помощь в социализации школьников, развитие их творческого потенциала.
В свою очередь, эти направления включают уровни внедрения информационных технологий в деятельность школьных библиотек:
— расширение спектра библиотечных услуг и предоставление доступа к электронным ресурсам; — внедрение автоматизированных информационно-библиотечных систем: с сентября 2016 года ШИБЦ подключен к Электронной Образовательной платформе «Электронный каталог Забайкальского края», где осуществляется поиск, заказ и возврат; — накопление и организация электронных ресурсов; — создание собственных цифровых ресурсов; — создание сайтов/электронных библиотек;
Повышение квалификации
Работа по самообразованию: освоение информации из профессиональных изданий, использование опыта лучших школьных библиотекарей, посещение семинаров, участие в конкурсах, присутствие на открытых мероприятиях, индивидуальные консультации.
Регулярное повышение квалификации.
Совершенствование традиционных и освоение новых библиотечных технологий
Расширение ассортимента библиотечно-информационных услуг, повышение их качества на основе использования новых технологий: компьютеризация библиотеки, использование электронных носителей, создание видеотеки, аудиотеки и т.д.