11 ноября 1996 года родилась Могойтуйская средняя общеобразовательная школа № 2. Она расположилась в типовом трехэтажном здании на 704 места. Десятилетняя история школы богата интересными и запоминающимися событиями. Так повелось: в известный день дети и взрослые приходят в свой учебный дом, как правило, уже на все готовое. Все заблаговременно кем-то рассчитано, обдумано, утверждено. Впрочем, возможно, так и должно быть в норме. Да, только эта школа начиналась по-другому. Вместе со зданием, его планировкой и дизайном, элегантной мебелью и вызывающе уютной атмосферой рос и креп весь коллектив «строителей»: учеников, педагогов, родителей. Начались будни «врастания» и благоустройства. Дети, прошедшие через стройку, очень нежно относились к быту, обиходу, к культурному укладу школы. Следующему поколению строителей эта любовь и уважение передавались отчасти по наследству. Так вырабатывались общие традиции.
Приводя в порядок классы, наряжая и переставляя, переделывая заново пространство своей жизни и учебы — словом, вкладывая душу в каждый сантиметр, дети по доброй воле, в естественной обстановке обретали уникальный опыт сотрудничества, сотворчества. Шагдаров Юрий Батоцыренович — директор, творчески думающий педагог, человек, сумевший организовать этот тонкий механизм, направить работу в нужное русло, верил в успех, в друзей. Первые его приказы по школе — это приказы «Об охране труда и соблюдения правил техники безопасности», «О режиме школы». Они стали началом для разработки локальных правовых актов школы. Фундамент школы с самого начала был замешан на великом принципе сотрудничества, взаимовыручки. Пришедшие из разных школ ученики и педагоги стали одной, цельной командой. Активно работала творческая группа детей и учителей. Они составляли проекты оформления учебных помещений, школьного двора. Уже в мае 1997 года был реализован первый проект по озеленению школьного двора. Посадили первые 80 саженцев деревьев. Сделали планировку двора, покрыли его дерном. Посадили первые клумбы цветов.
Ученики I выпуска, родители на территории пришкольного участка построили корабль, который стал символом школы. С этого года была заложена традиция на всех праздничных мероприятиях, в день проведения государственных экзаменов поднимать алые паруса. В центре школьного двора рабочие Агротехники, шефы школы построили фонтан, а учащиеся старших классов, учителя трудового обучения – скамейки для отдыха. Выпускники II через год оборудовали актовый зал: сделали подиум для кресел, «одели сцену». В 1999 года между главным корпусом и кинотеатром выпускниками был заложен черемуховый сад. В честь него переулок получил название «Черемушки».
И побежали школьные будни. Приближался новый 1997 год. Так хотелось сделать этот праздник веселым, интересным, ведь это первый Новый год в школе. Вся школа с нескрываемым азартом по параллелям пишет сценарий новогодних праздников. Учителя и дети становятся актерами, действующими лицами, зрителями на большом ярком празднике.
Это традиция сохраняется и сейчас. А какие таланты раскрываются на празднике. Поэтому в школе создаются три хореографические группы: младшая, средняя и старшая. У истоков хореографии в школе стояла Гуруева Саяна Бамуевна. Это она вывела детей на районную, окружную сцены. Именно она свои первые хореографические группы передала Ешиевой Хандажаб Николаевне, а затем и супругам Базаровым, Дариме и Евгению, Будаевой Туяне Цыреновне. В 1996 создается хореографическая студия «Алтан Туяа»(Золотой луч). Открывается и школьная мастерская по пошиву концертных костюмов. Результат не заставил себя долго ждать. Уже в марте 1997 года школа заняла I место на районном и окружном смотрах художественной самодеятельности. А в апреле 1997 года старшая танцевальная группа стала лауреатом областного смотра танцевальных коллективов. Завершился учебный год для танцевальной группы участием в фестивале хореографических коллективов в КНР. За годы существования коллектив овладел мастерством исполнения народных, эстрадных, бальных и сюжетных танцев. Участники хореографической студии становились лауреатами I международного фестиваля детских коллективов «Гураненок – 2002», республиканского конкурса народных танцев г.Улан-Удэ.
Педагогический коллектив работает над проблемой развития школы как комплекса с широким спектром образовательных услуг для личностного роста всех субъектов образовательного процесса. Опыт показывает, что в художественной деятельности у ребенка развивается эстетический вкус, создаются предпосылки для гармоничного развития личности. Руководство школы сумело привлечь для работы в этом направлении учителей изобразительного искусства, музыки. В сентябре 1998 года при школе организована ИЗОстудия, вокальная студия «Акварельки» под руководством Сариевой Светланы Сампиловны.
Наши дети талантливы во всем. Юные вокалисты ансамбля «Акварельки» являются украшением всех конкурсов и фестивалей эстрадной песни. Вокальная группа девушек «Ассоль» исполняет произведения разных жанров. Нам подвластны народные, эстрадные, классические песни.
Не остается в стороне и спортивная жизнь в школе. Заботясь о здоровье своих подопечных, школа открывает спортивные кружки, секции. Бесспорный лидер всех интеллектуальных видов спорта – шахматы. Тренеры: Абашеев Денис Александрович – мастер спорта Международного класса по шахматам, 7-кратный чемпион Москвы среди студентов, чемпион Бурятии. Михайлов Юрий Виссарионович – Кандидат в мастера спорта по шахматам. За три года работы они воспитали 1 Кандидата в мастера спорта Дамба Бадараева, 8-х перворазрядников, 3-х второразрядников и 5-х третьего разряда. В активе их воспитанников: В составе команды округа Чингиз Цоктоев, Буянто Бадмадоржиев – чемпионы России среди сельских шахматистов в г.Кинель-Черкассы, октябрь 2006 г . Дамба Бадараев, Сэржена Намтарова – в составе команды округа серебряные призеры Чемпионата России среди сельских шахматистов в г.Самара, октябрь 2005 г . Сэржена Намтарова — Бронзовый призер Четвертых Олимпийских игр «Дети Азии» в г.Якутск, 2004 год; Арсалан Балданов – 2 кратный чемпион Бурятии г.Улан-Удэ, 2005, 2006 гг.; Сэржена Намтарова, Буянто Бадмадоржиев — Бронзовые призеры Первенства Сибирского федерального округа, 2004, 2005 гг.; Дамба Бадараев, Номин Балданова — 3 место в командном Первенстве Сибирского федерального округа, 2005 г .
Легкую атлетику называют Королевой спорта, она правит спортивным миром, ее любят и почитают все. Наши легкоатлеты под руководством учителей физкультуры Дамбаева Эдуард Дондоковича и Доржиева Жамсаран Дашиевича становились победителями окружных соревнований в 1999 и 2000 годах, в 2003, 2005, 2006 годах. Среди наших выпускников участники соревнований Сибирского Федерального округа, чемпионы области – Яланский Юрий, Чупров Виктор, Задорожин Игорь, Федорова Марина, Сафонова Люба.
Старт нашим победам дали учащиеся I – III выпусков, они впервые стали победителями окружных соревнований на призы газеты «Агинская правда», и сегодня наши легкоатлеты третий год подряд выигрывают кубок.
Каждый год в школе проходит под девизом «Ребенок рождается для успеха». Дети должны уходить домой с победой, а успех самый лучший воспитатель, так как он дает ребенку уверенность в собственных силах и в самом себе. Хорошо подготовленные дети — это результат работы опытных и талантливых педагогов, до глубины души преданных своему делу.
В декабре 1997 года прошел фестиваль открытых уроков. Коллеги признали лучшими уроки Степановой Марии Степановны, Жамбаловой Тамары Васильевны, Цырегмаевой Даримы Намсараевны, Цымпиловой Риты Батожаповны, Ганеевой Ирины Валерьевны, Мыдыгмаевой Ларисы Дондоковны, Дашиевой Любови Зандановны, Раднабазаровой Валентины Намжиловны.
Все начинается с руководителя. У талантливого руководителя – талантливые учителя и ученики. Директор – Юрий Батоцыренович Шагдаров, Заслуженный учитель Российской Федерации, Заслуженный работник образования Агинского Бурятского автономного округа, награжден медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени, победитель окружного конкурса «Лидер образования».
В первый год работы школы педагогический коллектив составлял 46 учителей-предметников. С каждым годом учительский состав увеличивался. В данное время работает в школе 110 учителей.
С 2002 года положительные результаты принес переход на кафедральную систему. В школе работает четыре кафедры: гуманитарная, естественных дисциплин, физической культуры и трудового обучения, начального обучения.
К началу 2003 учебного года Могойтуйская средняя общеобразовательная школа № 2 получила от муниципального образования городского поселения «Могойтуй» замечательный подарок – двухэтажное здание для адаптивной начальной школы. По такому случаю состоялась презентация. Отдельное здание для адаптивной школы предусмотрено именно для создания образовательной среды для самых маленьких – первоклассников и второклассников, максимально приближенной к условиям детского сада, которая направлена на сохранение здоровья детей и организацию постепенного перехода от дошкольного к школьным формам обучения.
Просторные светлые кабинеты оснащены современной школьной мебелью, аудио и видеотехникой. Образовательное пространство класса делится на зоны – учебную, игровую, зелёную. Живой интерес вызывает аквариум и его обитатели. Ребята сами ухаживают за рыбками, и надо признаться, что это довольно не простое дело. В каждом классе свой, неповторимый растительный мир — зелёная зона, в ней ребята постигают азы цветоводства. Любимым местом для детишек является игровая зона, где ждут их разнообразные игрушки, занятия по интересам: можно просто поваляться на паласе, поиграть машинками, построить целый дворец или кукольное царство. Одним из направлений нового базисного учебного плана является раннее изучение информатики и английского языка.
Для приобщения детей к миру информационной культуры отвели специальный кабинет, который оснащён персональными компьютерами, принтером и сканером. Нужно отметить, что все учителя первой ступени овладели навыками работы на ПК, распечатывают свои учебные программы, дидактический и раздаточный материал, работают в сети Интернет. Любимым местом для ребят является уютный кабинет релаксации, предназначенный для эмоционально-психологической разгрузки детей. Оборудование данного кабинета разделено на два блока:
•релаксационный блок;
• активационный блок.
Ребята располагаются в мягких креслах, под релаксационную музыку находят спокойствие, ощущают себя в полной безопасности, наблюдают за мерцающим звездным небом. Система индивидуальных и групповых занятий логопеда и психолога, образовательная среда, способствуют снижению тревожности, которая при поступлении в школу бывает достаточно высокой. Сколько задора, восторга вызывает у наших детей уроки физической культуры в «Малом» спортивном зале, где имеется соответствующее оборудование. Быть сильными, ловкими и смелыми учат учителя физической культуры- энтузиасты своего дела. Надо отметить, что наши дети получают полноценное бесплатное питание. Горячий завтрак ждёт детей в светлой уютной столовой. В меню включены мясные и молочные продукты, овощи и фрукты, кондитерские изделия. Компоты и чаи витаминизированны. Немаловажная деталь в условиях посёлка — в школе есть специализированный тёплый туалет для мальчиков и девочек.
С удовольствием дети занимаются озеленением своей школы, ухаживают за саженцами, разбивают прекрасные цветники. А 1 сентября их встречает родная школа, утопающая в море цветов. А маленькое чадо радостный бегает в поисках своего посаженных когда-то цветов. В принципе, адаптивная школа призвана обеспечить преемственность или эстафету сад – школа. У себя в школе выдерживаем единую линию. Программа, по которой работает ДОУ, имеет продолжение в нашей начальной школе. Это прежде всего система развивающего обучения Л. В. Занкова и УМК «Начальная школа 2100» и «Школа XXI века». У наших первоклассников пятидневное обучение. Уроки ведутся по 35 минут, после второго урока – динамический час: звучит музыка, ребята отдыхают, играют в подвижные игры, а если удался погожий день, то дружной ватагой идут на прогулку. Особенностью начальной школы является отсутствие «единого старта»: дети приходят с разным уровнем готовности к обучению в школе и социальным опытом.
Различная педагогическая и социальная готовность детей к обучению, а также отличие в их индивидуальном психофизиологическом развитии потребовали особого внимания к отбору содержания начального образования: оно призвано помочь реализовать способности каждого, создать условия для благополучного и оптимального индивидуального развития. Для поддержки оптимальной самооценки и самоконтроля ребёнка и уверенности в себе с первых дней вводится безотметочное обучение. Для отслеживания развития ребёнка мы ввели индивидуальные дневники достижений, успеха. Все накопления приводят к портфолио ученика. На детско-родительском собрании устраиваем презентацию всех портфолио.
Разумеется, адаптивная школа поддерживает самые тесные связи с родителями. Они помогают в организации совместных экскурсий, тематических консультаций и собраний. праздников. Пишут о таких походах в газету «Местное время», «Толон», «Агинская правда».
Как и у любого коллектива у нас есть свои неизменные традиции и обычаи – это Праздник Азбуки, Посвящение в первоклассники, Посвящение в читатели. Каждый раз в Новый год учителя становятся героями любимых сказок в театрализованных представлениях. Сколько смеха и радости у детишек! Проводим мы и Праздники здоровья. Взяв с собой сухой паёк, идём на стадион, где весело проводим время, или же идём на природу. Различные конкурсы и КВНы, состязания вызывают у детей столько эмоций и восторга. Увлекательное путешествие в мир знаний ведут наши педагоги, всегда внимательные, добрые и отзывчивые. Имеют все высшее образование и соответствующие категории. Адаптивная школа полностью оправдывает своё название и назначение. Коллектив прилагает все усилия, чтобы поддержать марку всей школы, признанной одной из лучших школ России. Любая воспитательная система, как бы она ни была хороша, не может быть изолированной, так как мы живем в обществе. Наша система открытая. Школа работает в тесном контакте с родителями, с Центром занятости населения, с районным социально-реабилитационным центром, с внешкольными учреждениями, с вузами, с другими школами.
На втором всероссийском конкурсе воспитательных систем в 2004 году наша школа стала лауреатом I степени. Высокое звание «Лучшая школа России», награждение президентским грантом в 1 000 000 рублей, обязывает к еще большему развитию воспитательной системы школы, к созданию условий для максимального развития учащихся в условиях школы – комплекса с широким спектром образовательных услуг.
«Тебе, родная Школа»
Дорогая наша школа
Ты начало всех начал!
Ты надежный наш причал!
Твоих окон добрый свет,
Не погаснет много лет!
Здесь мы чувствуем поддержку друзей,
Что по первому же зову придут.
С дружбой школьной нам и жить веселей,
С ней учебы годы легче пройдут!