Рекомендации классному руководителю и учителям-предметникам по адаптации учащихся 5-х классов

Переход из младшей школы в среднюю – интересный и сложный период из жизни школьника. То, что принесет ребенку этот период, радость или огорчение, во многом будет зависеть от учителей средней школы, в первую очередь, от классного руководителя. Несложные рекомендации по содействию учащимся в период их адаптации к средней школе могут пригодиться каждому учителю

Рекомендации классным руководителям 5-х классов

1. На первом родительском собрании необходимо представить новых учителей, способствовать установлению контакта родителей с ними.

2. Поддерживайте контакт с родителями учащихся (встречи, письма, телефонные звонки и т. д.).

4. Помогите новым ученикам запомнить имена и фамилии одноклассников и Ф. И. О. учителей-предметников (можно использовать визитки, таблички с именем, которые ставятся на парту на каждом уроке).

6. Познакомьтесь с условиями проживания ребенка, взаимоотношениями в семье, здоровьем ребенка (по медицинской карте ребенка).

7. Осуществите грамотное рассаживание детей в классе с учетом их индивидуальных особенностей, психологической совместимости, здоровья, пожеланий родителей.

8. Желательно обеспечить каждого ребенка информацией о телефонах и днях рождения одноклассников, именах и отчествах их родителей.

9. Попытаться найти индивидуальный подход к каждому ученику и его родителям.

Рекомендации учителям–предметникам

1. На первом этапе обучения учитывать стиль общения педагога начальной школы,

2. Учитывать, что в 5 классе падают познавательные мотивы учебной деятельности, на смену ведущей деятельности ребенка — учебе — приходит новая ведущая деятельность — общение.Для поддержания мотивации к учебе больше использовать возможности сотрудничества школьников на уроке, поддерживать авторитет в классе, переходить на продуктивный уровень обучения (развивать умение находить и сопоставлять несколько способов решения задачи, искать нестандартные способы решения).

3. При планировании уроков определять не только учебную, но и психологическую задачу (развитие произвольности памяти, внимания, логического мышления и т. д.), что поможет более точно использовать приемы отслеживания положительных результатов детей.

4. Категорически запрещается задерживать детей после звонка на перемену.

5. Учитывайте трудности адаптационного периода, возрастные особенности пятиклассников в выборе терминологии, подборе методических приемов.

6. Не перегружайте учеников излишними по объему домашними заданиями, дозируйте их с учетом уровня подготовки ученика, гигиенических требований возраста.

7. Следите за темпом урока — высокий темп мешает многим детям усваивать материал.

8. Налаживайте эмоциональный контакт с классом.

9. На заседаниях методических объединений, классных и общешкольных совещаниях выработайте единые требования к учащимся (соблюдайте единый орфографический режим, критерии оценок).

10. Налаживайте эмоциональный контакт с родителями учащихся.

11. Никогда не используйте оценку как средство наказания ученика. Оценка достижений должна быть ориентацией на успех, способствовать развитию мотивации к учению, а не ее снижению.

12. Замечайте положительную динамику в развитии каждого отдельного ученика (нельзя сравнивать «Машу с Петей», можно — «Петю вчерашнего и сегодняшнего»).

13 Развивайте навыки самоконтроля, умение оценивать свою работу и работу класса. Не бойтесь признать свои ошибки. Постоянно анализируйте все плюсы и минусы в своей работе.

14. Наряду с оценкой чаще используйте положительные оценочные суждения («молодец, хороший ответ, справился» и т. д.).

15. Используйте систему поощрений, а именно: фотографии лучших учеников, грамоты, благодарности родителям (письменные, устные), положительные записи в дневнике.

16. Поддерживайте контакт с классным руководителем, узнавайте о проблемах ребенка, его здоровье, семейных отношениях.

17. В течение первого месяца (сентябрь) обучения используйте «бездвоечное» обучение.

18. Учитывайте в планировании учебной работы динамику умственной работоспособности пятиклассника в течение дня, недели. (врабатываниеоптимальная-пик-спад)

19. Учитывайте индивидуальные психологические особенности ребенка: темперамент и связанные с ним «врабатываемость», темп, переключение, особенности внимания, двигательная активность и т. д.

Общие рекомендации

* Помните, идя в класс к пятиклассникам, Вы идёте на урок к детям.

* Создавайте ситуации успеха на уроках, чтобы дети не боялись у Вас отвечать и поверили в себя и свои силы.

* Корите ребёнка за реально совершённый в данный момент проступок, не вспоминая былое и не давая

* негативного прогноза на будущее.

* Будьте с детьми вежливыми.

* Не используйте вызов к доске или письменную проверку знаний как средство поддержания дисциплины.

* Успокойте ребёнка перед проверкой знаний, обнадежьте его на хороший результат.

* Вызвав ребёнка к доске и дав ему, задание для выполнения — отойдите, не «стойте над душой», не смущаёте ребёнка своей непосредственной близостью к нему.

* Пресекайте попытки других детей посмеяться над неудачным ответом одноклассника.

* Если ребёнок допустил ошибку, вызовите ему на помощь кого-либо из одноклассников—вдвоём у доски веселее и учитель не так серьёзен.

Помните, что с переходом на среднюю ступень обучения у детей начинается кризис 13 лет (с 12 до 14 дет). Необходимо это учитывать при воспитании и обучении.

Особенности кризиса:

* Снижение продуктивности в учебной и творческой деятельности;

* Переход от конкретного к абстрактному мышлению;

* Проявляется взросление ребенка (негативизм, беспокойство, стремление к одиночеству)

5. Учитывайте трудности адаптационного периода, возрастные особенности пятиклассников в выборе терминологии, подборе методических приемов.

6. Не перегружайте учеников излишними по объему домашними заданиями, дозируйте их с учетом уровня подготовки ученика, гигиенических требований возраста.

7. Следите за темпом урока — высокий темп мешает многим детям усваивать материал.

8. Налаживайте эмоциональный контакт с классом.

9. На заседаниях методических объединений, классных и общешкольных совещаниях выработайте единые требования к учащимся (соблюдайте единый орфографический режим, критерии оценок).

10. Налаживайте эмоциональный контакт с родителями учащихся.

11. Никогда не используйте оценку как средство наказания ученика. Оценка достижений должна быть ориентацией на успех, способствовать развитию мотивации к учению, а не ее снижению.

12. Замечайте положительную динамику в развитии каждого отдельного ученика (нельзя сравнивать «Машу с Петей», можно — «Петю вчерашнего и сегодняшнего»).

13 Развивайте навыки самоконтроля, умение оценивать свою работу и работу класса. Не бойтесь признать свои ошибки. Постоянно анализируйте все плюсы и минусы в своей работе.

14. Наряду с оценкой чаще используйте положительные оценочные суждения («молодец, хороший ответ, справился» и т. д.).

15. Используйте систему поощрений, а именно: фотографии лучших учеников, грамоты, благодарности родителям (письменные, устные), положительные записи в дневнике.

16. Поддерживайте контакт с классным руководителем, узнавайте о проблемах ребенка, его здоровье, семейных отношениях.

17. В течение первого месяца (сентябрь) обучения используйте «бездвоечное» обучение.

18. Учитывайте в планировании учебной работы динамику умственной работоспособности пятиклассника в течение дня, недели. (врабатываниеоптимальная-пик-спад)

19. Учитывайте индивидуальные психологические особенности ребенка: темперамент и связанные с ним «врабатываемость», темп, переключение, особенности внимания, двигательная активность и т. д.

Комментарии закрыты.